Иван Балахнин: «Музыка — это благородный труд»
05.09.2021
Иван Фёдорович Балахнин — почётный житель Богучанского района, более 25 лет работает преподавателем по классу баяна в Богучанской детской школе искусств, а с 2017 года возглавляет Народный ансамбль «Русская песня». Пообщались с музыкантом и узнали все тонкости баянного искусства, зачем детям «самоигратель» и счастлив ли наш герой.
Откуда взялся баян?
Ещё до школьной скамьи я увлёкся сначала гармонью, затем баяном. У нас регион отдалённый, глубинка, музыкальных школ не было, так что я самоучка. Позже в начальной школе вместе с сестрой, которая старше меня, выписали самоучитель и по нему постепенно занимались. Уже после 8 классов поступил в музыкальное училище, окончил его и после армии стал работать в Богучанской детской музыкальной школе. Вот, до сих пор тут с 1974 года.
У меня отец играл на всём — балалайке, аккордеоне, баяне и говорил: «Дайте мне фортепиано, я и на нём за месяц научусь играть». То есть было в кого уродиться, отец у меня очень одарённый. Так и люблю баян с детства и до сих пор с ним не расстаюсь.
Про обучение, гендер и талант
До перестройки у нас были большие классы, а потом время поменялось — компьютеризация, телефоны, конечно это всё отвлекло детей от занятий баяном, меньше желающих стало поступать в музыкальную школу. Там, где коллективное обучение — хореография, например, там ребята и побалуются, и поиграют. Здесь же индивидуальные занятия, необходимо и дома упорно заниматься, и на уроках, не всегда это нравится.
Я честно ученикам рассказываю, что это сложный инструмент, играть не просто и это труд. Здесь нужно иметь силу воли, усидчивость. Ведь они поначалу думают, что это легко — сел и заиграл. Проходит время и начинается хождение по мукам, многие отказываются и всего класса 3-4 оканчивают.
Но мы привлекаем детей, ходим по общеобразовательным школам, демонстрируем инструмент. Приглашаем к нам в школу, концерты для них делаем. На уроках разное учим — есть и оригинальные произведения, написанные специально для баяна, и русских композиторов, и советских, а также современная обработка народных композиций в репертуаре.
Девчонки у нас тоже играют, справляются с инструментом. У меня сейчас выпускница Даша Солоха на третьем курсе Красноярского колледжа искусств имени Павла Иванова-Радкевича по классу аккордеона занимается. И другие тоже. Разницы нет, есть девочки очень талантливые, а могут и мальчики плохо играть.
Если в общем говорить, то нет разницы какой пол, просто не всем дано, нужен талант. Но ещё важно и упорно делом заниматься. Если человек талантлив, но не подтверждает себя, то не будет развития. Так или иначе талант остаётся в стороне, а опыт, практика — они двигают. Более талантливый при усердии, достигнет большего, менее талантлив — высоты не будет, но чего-то достигнешь. Работать надо: талантлив или нет, прежде всего — это труд. И всё получится.
О необходимости школ искусств в глубинке
Музыкальные школы нужны. Раньше возьми любую деревню — обязательно находился какой-то инструменталист: или балалаечник, или гармонист. Без этого нельзя было. Но это единицы, потому что музыкант — это товар штучный, а когда есть школа, то и выбор больше. Кто-то себя да проявит. К тому же это развитие — и головёнки, и двигательного навыка, и зрительного и памяти, много аспектов. Тот человек, который играет на инструменте, немного продвинутее, у него навыки какие-то есть, мышление другое, заставляет себя думать. Голова немножко по-другому устроена. Бывают ученики — отдельно правой и левой могут играть, а вместе никак, хоть разбейся. Координация, движение — это тоже развивается.
Зачем заниматься?
Помню, один ученик опаздывал постоянно и прятал самоучитель под лодку. Приходил и говорил: «Я забыл». Конечно, я его домой за нотами отправлял, он сходит, назад без всего возвращается: «Не нашёл». А там уже и другой ученик пришёл. И много так раз. Но я его вычислил потом, нечаянно подсмотрел и увидел, что он прячет. Разоблачил. Кстати, он так и не окончил, сдался.
Некоторые у меня спрашивают: «А где можно купить самоигратель?». Мало им самоучителя.
Вопрос «А зачем мне это вообще нужно», на самом деле, не перед многими встаёт. Бывает, наоборот — люди с возрастом приходят. В детстве не удалось или не получалось, а потом, они и в 50 могут к этому прийти. Особенно, если на телевидении увидят, заинтересуются, приобретают инструмент и по самоучителю занимаются. И получается. Однозначно не скажешь.
В основном, конечно, заниматься приходят, чтобы окультурить себя, разбираться как делается музыка, как пишется. Ученики же изучают нотную грамоту, сольфеджио, теорию музыки, правописание нот. В этом плане — грамотные люди. А самое главное — координация, таким проще, двигательный навык развит, внутренняя память, это бесследно не проходит.
Ещё об одном увлечении
Я ещё занимаюсь в Народном хоре «Русская песня». В этом году 30 лет отпраздновали, дали отчётный концерт. Планы у нас — обновить состав. Хор возрастной, всем почти за 60, а пополнить некем. Молодёжь мало идёт, да и с мужчинами проблемы, катастрофически не хватает. Без них и репертуар обедняется. У народного хора и так репертуар ограничен и, если хотя бы смешанный хор из мужчин и женщин — это уже кое-что, насыщеннее получается. У нас как костяк сформировался из этих женщин, которые по истине любили песни, петь, ходить в хор, на них это всё пока и держится.
Вы счастливы?
Да, я считаю себя очень счастливым человеком. Музыка — это благородный труд, всегда можно выплеснуть, показать своё творчество, свою работу, свою аранжировку, композицию. Это тот наш продукт, который можно подарить людям, чтобы они с удовольствием послушали. Конечно я счастливый человек.
Анна Троегубова
Откуда взялся баян?
Ещё до школьной скамьи я увлёкся сначала гармонью, затем баяном. У нас регион отдалённый, глубинка, музыкальных школ не было, так что я самоучка. Позже в начальной школе вместе с сестрой, которая старше меня, выписали самоучитель и по нему постепенно занимались. Уже после 8 классов поступил в музыкальное училище, окончил его и после армии стал работать в Богучанской детской музыкальной школе. Вот, до сих пор тут с 1974 года.
У меня отец играл на всём — балалайке, аккордеоне, баяне и говорил: «Дайте мне фортепиано, я и на нём за месяц научусь играть». То есть было в кого уродиться, отец у меня очень одарённый. Так и люблю баян с детства и до сих пор с ним не расстаюсь.
Про обучение, гендер и талант
До перестройки у нас были большие классы, а потом время поменялось — компьютеризация, телефоны, конечно это всё отвлекло детей от занятий баяном, меньше желающих стало поступать в музыкальную школу. Там, где коллективное обучение — хореография, например, там ребята и побалуются, и поиграют. Здесь же индивидуальные занятия, необходимо и дома упорно заниматься, и на уроках, не всегда это нравится.
Я честно ученикам рассказываю, что это сложный инструмент, играть не просто и это труд. Здесь нужно иметь силу воли, усидчивость. Ведь они поначалу думают, что это легко — сел и заиграл. Проходит время и начинается хождение по мукам, многие отказываются и всего класса 3-4 оканчивают.
Но мы привлекаем детей, ходим по общеобразовательным школам, демонстрируем инструмент. Приглашаем к нам в школу, концерты для них делаем. На уроках разное учим — есть и оригинальные произведения, написанные специально для баяна, и русских композиторов, и советских, а также современная обработка народных композиций в репертуаре.
Девчонки у нас тоже играют, справляются с инструментом. У меня сейчас выпускница Даша Солоха на третьем курсе Красноярского колледжа искусств имени Павла Иванова-Радкевича по классу аккордеона занимается. И другие тоже. Разницы нет, есть девочки очень талантливые, а могут и мальчики плохо играть.
Если в общем говорить, то нет разницы какой пол, просто не всем дано, нужен талант. Но ещё важно и упорно делом заниматься. Если человек талантлив, но не подтверждает себя, то не будет развития. Так или иначе талант остаётся в стороне, а опыт, практика — они двигают. Более талантливый при усердии, достигнет большего, менее талантлив — высоты не будет, но чего-то достигнешь. Работать надо: талантлив или нет, прежде всего — это труд. И всё получится.
О необходимости школ искусств в глубинке
Музыкальные школы нужны. Раньше возьми любую деревню — обязательно находился какой-то инструменталист: или балалаечник, или гармонист. Без этого нельзя было. Но это единицы, потому что музыкант — это товар штучный, а когда есть школа, то и выбор больше. Кто-то себя да проявит. К тому же это развитие — и головёнки, и двигательного навыка, и зрительного и памяти, много аспектов. Тот человек, который играет на инструменте, немного продвинутее, у него навыки какие-то есть, мышление другое, заставляет себя думать. Голова немножко по-другому устроена. Бывают ученики — отдельно правой и левой могут играть, а вместе никак, хоть разбейся. Координация, движение — это тоже развивается.
Зачем заниматься?
Помню, один ученик опаздывал постоянно и прятал самоучитель под лодку. Приходил и говорил: «Я забыл». Конечно, я его домой за нотами отправлял, он сходит, назад без всего возвращается: «Не нашёл». А там уже и другой ученик пришёл. И много так раз. Но я его вычислил потом, нечаянно подсмотрел и увидел, что он прячет. Разоблачил. Кстати, он так и не окончил, сдался.
Некоторые у меня спрашивают: «А где можно купить самоигратель?». Мало им самоучителя.
Вопрос «А зачем мне это вообще нужно», на самом деле, не перед многими встаёт. Бывает, наоборот — люди с возрастом приходят. В детстве не удалось или не получалось, а потом, они и в 50 могут к этому прийти. Особенно, если на телевидении увидят, заинтересуются, приобретают инструмент и по самоучителю занимаются. И получается. Однозначно не скажешь.
В основном, конечно, заниматься приходят, чтобы окультурить себя, разбираться как делается музыка, как пишется. Ученики же изучают нотную грамоту, сольфеджио, теорию музыки, правописание нот. В этом плане — грамотные люди. А самое главное — координация, таким проще, двигательный навык развит, внутренняя память, это бесследно не проходит.
Ещё об одном увлечении
Я ещё занимаюсь в Народном хоре «Русская песня». В этом году 30 лет отпраздновали, дали отчётный концерт. Планы у нас — обновить состав. Хор возрастной, всем почти за 60, а пополнить некем. Молодёжь мало идёт, да и с мужчинами проблемы, катастрофически не хватает. Без них и репертуар обедняется. У народного хора и так репертуар ограничен и, если хотя бы смешанный хор из мужчин и женщин — это уже кое-что, насыщеннее получается. У нас как костяк сформировался из этих женщин, которые по истине любили песни, петь, ходить в хор, на них это всё пока и держится.
Вы счастливы?
Да, я считаю себя очень счастливым человеком. Музыка — это благородный труд, всегда можно выплеснуть, показать своё творчество, свою работу, свою аранжировку, композицию. Это тот наш продукт, который можно подарить людям, чтобы они с удовольствием послушали. Конечно я счастливый человек.
Анна Троегубова
Комментарии