Сегодня: 26 апреля 2024г.
USD 92.1314 EUR 98.7079
Вход | Регистрация

Пешком по России

16.11.2020
Два года и четыре месяца Андрей Шарашкин идет по России. Шесть пар обуви износил, прежде чем оказался в нашем районе. Побывал в Богучанском краеведческом музее им. Д.М. Андона, где рассказал о главной цели своего путешествия, поделился впечатлениями.

– Андрей, скажите, как вы вообще решились на такое путешествие?

– Идея посмотреть, как живет Россия, у меня возникла давно, уже и не помню, с чего она появилась. Но жил, работал. Долгие годы служил в воинской части, а с выходом на пенсию трудился в школе. Преподавал историю, обществознание. Отпуск я всегда предпочитал проводить в походных условиях, в палатке. И вот в один из отпусков, размышляя о себе, о своей жизни понял, что готов идти. Проработал маршрут, определил цели и…пошел.

– По какому принципу строили маршрут?

– Принцип в том, чтобы пройти все регионы: с юга на север, с запада на восток. Всего получается 43000 километров, 21 тысячу я уже преодолел.

– А что самое сложное в походной жизни?

– Как ни странно, но самое сложное, правда, это поначалу было, не думать о предстоящей дороге. Быстро устаешь, и кажется пути нет конца. Теперь я уже привык, голова занята мыслями об увиденном, иногда формулирую впечатления для записи, иногда – пою, иногда – танцую. А вообще, у меня нет цели пройти всю страну пешком. Для себя я определил пешее расстояние в 25-30 километров и никогда не откажусь от услуги попутного транспорта. Когда шел из Говорково в Богучаны пришлось сделать привал и ночевать в лесу – никто не остановился.

– Расскажите о самом курьезном или страшном случае в дороге.

– Самый страшный – это встреча с волками в Калмыкских степях. Почти неделю шел в полном одиночестве, ни единой машины не встретилось. Разбил привал и вдруг почувствовал, что на меня смотрит кто-то. Повернулся, а там волки. Испугался сильно и вспомнил только о том, что нельзя показать свой страх. И я заговорил с ними. Не помню, о чем. Но, наверное, рассказывал кто я и зачем здесь. В какой-то момент волки снялись с места и ушли. Долго меня била дрожь, не будь волки сытыми – не сидел бы я с вами. После этого случая я обзавелся ракетницей. И однажды уже пользовался ею. Кстати, как раз при пересечении границы с Красноярским краем. Но медведь был далеко от меня и, выпустив ракету, я просто его подстегнул убежать куда подальше.

– Поделитесь первым впечатлением о нашем селе?

– Самое хорошее. Мне сразу показалось, что это городок и я даже удивился, узнав, что это село. Много памятников у вас, это хорошо, это значит, что патриотическое воспитание молодежи строится правильно. Понравились старинные дома. Я почти нигде такие уже не видел. В городах – да, а в поселках эти дома – редкость. Замечательный вид на Ангару. Было бы здорово наблюдать за рекой с набережной. Желаю, чтобы она у вас появилась. И если уж заговорили об этом, хочу пожелать жителям Богучанского района развивать свои поселки, поддерживать чистоту. К сожалению, порядка на улицах я не заметил, но так почти везде по России. Берегите, сохраняйте, передавайте свои традиции детям.

– Андрей, спасибо. И напоследок. По плану через два года с небольшим – ваше путешествие подойдет к концу. А что потом, какой результат?

– Я издам три книги. Первая будет о храмах России, вторая – о памятниках и монументах павшим героям в Великой Отечественной войне, а третью я посвящу всем людям, с которыми встретился в пути. … Пожелав работникам музея процветания, добра и мира, путешественник продолжил свой путь по району. Побывал в Пинчуге, Манзе, Нижнетерянском и Каменке. Его впечатления от посещения наших поселков в его блоге:

Говорково:

В итоге я дошел до Говорково. Палатку поставил практически в селе. Но рядом с дорогой. Отдохнув немного, пошел смотреть поселок. Основан в 1936 году. Население 678 чел. (2017).

Как только входишь в поселок на главную улицу, то в глаза сразу бросается цвет дороги. Такое ощущение, что это глина, но на самом деле песок. Далее я увидел аллею Героев. Видно, что деревья посажены недавно. Тут же катер и несколько скульптур. В основном это журавли на шестах. Немного дальше находится детская площадка и небольшой стадион.

Когда шел по улицам поселка, то народа практически не было. В основном дети. Но меня поразило то, что несколько детей в возрасте 14-16 лет на велосипедах едут и собирают мусор вдоль улиц. Я такого еще не видел, и это поразительно. Что интересно – это их инициатива. Я горд за этих детей. Следят за своим поселком, поэтому он чистый.

Дошел до центра. Так как начал накрапывать дождь, то решил вернуться в палатку. Зашел в магазин, купил продукты и пошел обратно, но по другой улице. Хотя и обещали нормальную погоду, но природа берет свое. Утром буду выходить на Богучаны. К сожалению, я не все посмотрел в Говорково.

Богучаны:

Утром, 3 октября, я вышел на Богучаны. До села 100 км. Я понимал, что придется брать транспорт. Между Говорково и Богучанами населенных пунктов нет, если не считать поселок Невонка. Он от дороги практически в 10 км. Когда прошел уже 40 км, машину так и не остановил, никто не останавливался.

Решил заночевать в тайге. Риск? Да. Но оно того стоило. Было страшно, ведь я ушел от дороги примерно на 200 метров. Как меня предупредили, Потапычи еще гуляют и ждут ужина.

Практически всю ночь я не спал. Все время на взводе. Пусковое заряжено. Но примерно к 00.00 часам усталость дала о себе знать. Пришлось уснуть. Встал рано, как всегда в три часа утра. Все нормально. Начал собираться. В 4.30 уже пошел в путь. Было еще темно. Сейчас светает примерно в 6.40. Практически все павербанки разряжены. Электричества нет. Приходится экономить на всем. Но слава богам, возле меня остановился таксист, сам живет в Кодинске и уже очень давно. Родился в Дагестане. Было приятно пообщаться. Он меня подвез немного. Примерно 20 км. Это уже хорошо. Он же и помог мне поймать машину прямо до Богучан. Вернее, до поворота.

Там пришлось идти еще километров восемь. Но это нормально. Уже ближе к селу, я созвонился с директором музея Степаном Метляевым. Он сам предложил мне помощь при посещении Богучан. В итоге я сейчас на квартире. Ее предоставил Степан. Завтра у нас запланирована экскурсия по селу и посещение музея. Главное: я постирался и помылся. Сейчас составил маршрут на завтра. До связи, друзья.

Что ж, друзья, давайте с вами окунемся в историю, на несколько сотен лет. А именно в 1642 год. Год, когда активно осваивались просторы Сибири и Дальнего Востока. Вдоль Ангары, по обоим берегам одна тайга, плывут казачьи ладьи для освоения новых земель.

За ними на небольших лодках, а то и на плотах идут крестьяне-переселенцы. На одном из старых эвенкийских пастбищ эти крестьяне сделали остановку. Им понравилось место. И решили они остаться на этом месте. Так образовалось село. Сначала как маленький острог, потом поселение и в итоге – большое село.

Богучаны с эвенкийского переводятся по-разному, одни говорят как холм, другие – чаша. Я придерживаюсь второй версии. Сейчас население села составляет более 12000 человек. Это маленький город. И здесь я увидел много старых домов. Не в каждом селе можно увидеть дома 17, 18 и 19 веков. Здесь они есть. Но и то уже их мало, а те, которые остались, в основном обшивают сайдингом. Жаль, конечно. Многие эти дома построены из лиственницы и соответственно сохранились очень хорошо.

В начале Степан меня подвозил на машине по кругу, потом высадил в старом районе села. Я и пошел обследовать эти улицы. Какая у меня была радость, когда увидел дом, которому более трехсот лет! Был удивлен и обескуражен. Пока мне не объяснили все популярно.

Прогуливаясь по двум самым старым улицам, я вышел к Храму во имя Святых Петра и Павла. Сам храм новый, деревянный. Но он стоит не на месте старого каменного, который в тридцатых годах прошлого века разобрали по камням. Тот Храм стоял в другом месте. Напротив Храма через дорогу находится отдел внутренних дел. А рядом со зданием стоит памятник сотрудникам МВД, погибшим при исполнении обязанностей.

На этой же улице, чуть дальше (кстати, это улица Октябрьская), находятся администрации района и села. Это центр. Там много есть что посмотреть. Это мы сделаем немного позже.

Всем привет, мира и добра.

Какая все-таки погода в Сибири переменчивая. Вчера было тепло, солнышко светило, а сегодня небо затянуто, идет снег, хотя на улице плюсовая температура.

Продолжим с вами, друзья, экскурсию по Богучанам. Дойдя до центра, вернее, до администрации, я увидел мемориал ВОВ. Он представляет собой памятник, а сзади него стела с именами погибших.

За самим зданием администрации района находится сквер Победы. Раньше это был парк. Все тополя в нем спилены наполовину. В сквере находится памятник труженикам тыла и детям войны.

Чуть далее по аллее стоит стенд, посвященный Героям Социалистического труда и награжденным различными орденами и медалями за доблестный труд. Рядом со сквером стоит памятник В.И. Ленину.

После осмотра сквера я вернулся на улицу Октябрьскую и пошел дальше вниз. По пути увидел Центральную районную библиотеку. Перед ее входом стоит небольшой шкафчик с книгами. Здесь каждый может взять книгу и почитать.

За библиотекой находится детская площадка, а через дорогу опять несколько памятников. В центре стоит БМП, а по обеим сторонам памятник пограничникам и ликвидаторам аварии на Чернобыле. Потом увидел еще несколько старых домов.

Перед центром досуга молодежи опять увидел памятник, посвященный ВОВ, а на углу школы № 3 небольшой памятник Андрею Толстых, погибшему в Афганистане. На одном из поворотов в сторону Ангары решил пройти к реке и пройтись вдоль нее обратно к администрации. Там, за сквером Победы, находится сам музей, где меня уже ждали.

Когда подошел к музею, увидел на заборе плакат с именами погибших во время войны. Сам музей расположен в специально для него выстроенном здании. Старый музей в 2005 году сгорел. Часть экспонатов удалось тогда спасти, но большая часть сгорела. Жаль, конечно. Сотрудники музея стараются восстановить хотя бы часть уничтоженного.

Во дворе музея, прямо возле калитки, стоит памятный знак о строительстве лесоперерабатывающего комплекса в 2008 году. Рядом – памятник репрессированным. С другой стороны стоит макет чума – эвенкийского жилья. И рядом удивительный камень – Шаманский. Он был найден на берегу Ангары. На нем отчетливо видны контуры лиц человека.

Здесь же, во дворе, стоит большой бюст В.И. Ленина. У входа в музей меня встретил Степан и сотрудник музея. Со Степаном мы обговорили все вопросы и мне стали проводить экскурсию. В самом начале мне рассказали о человеке с трагической судьбой, который, несмотря ни на что, основал этот музей. Это Даниил Маркович Андон. Его имя носит музей.

Далее я посетил зал, выполненный в виде пещеры, где размещены экспонаты, в основном кости мамонта, а также различные минералы. Потом побывал в комнатах, где размещены и показаны инструменты и бытовая утварь как крестьян, так и эвенков.

Потом были залы с экспонатами, посвященные ВОВ, истории Богучанского района. Особенно мне понравилась идея подводной комнаты. В стенке вставлен старый шкаф, и когда открываешь дверцы, попадаешь в другую комнату, где экспонаты посвящены затопленным деревням.

Второй этаж – это одна комната. Там как раз располагалась выставка в память о местном художнике. Вдоль стен были расположены сундуки с вещами семей определенных династий. Несколько поколений хранились эти вещи. После экскурсии меня напоили чаем и одновременно расспрашивали о путешествии.

Далее Степан взял у меня интервью, которое записали на видео. Потом мыятно пообщаться с сотрудниками музея. Спасибо им большое за то, что делают.

Пинчуга:

Всем привет, мира и добра.

Вчера шел весь день снег, а вечером ударил мороз. Утром Степан меня вывез на трассу до Пинчуги. На дороге – гололед. Дошел до поворота на мост через Ангару и дальше асфальт закончился. Опять пошла неровная дорога.

Примерно после 3 км пути по этой дороге возле меня остановилась машина и молодой мужчина предложил подвезти до поселка. Он как раз едет туда.

По дороге познакомились. Зовут его Владимир. Володя завез меня на окраину поселка и остановился возле одного дома, возле леса. Пока мы стояли с ним, из дома вышел молодой человек.

Тоже познакомились. Мой тезка. Когда он узнал, что я изучаю историю, то позвал свою жену Елену. Елена работает в ДК. Она сразу позвонила главе поселка. Им оказался молодой парень, зовут Алексей Владимирович.

Мне сразу определили ночлег в Доме культуры. Одновременно Алексей решил вопрос о встрече со старожилами поселка. Оставив вещи в ДК, мы с Алексеем поехали к людям.

Поселок Пинчуга основан был в 1631 году, хотя в Википедии указана другая дата. В библиотеке Алексей взял для меня некоторый материал по истории поселка. Население примерно составляет 2285 чел. (2020).

Первыми, к кому мы приехали, были Людмила Павловна и Василий Иннокентьевич. Наш разговор я записал на диктофон. Они рассказали о жизни и быте своих родных после гражданской войны. С разрешения всех, с кем я беседовал, выкладываю фото. Далее мы проехали к Елизавете Ивановне. Она тоже рассказала о том, что помнит и о чем рассказывали ей.

После разговора с Елизаветой Ивановной, я попросил Алексея оставить меня здесь, в старой части поселка. В начале была деревня Еремина, потом деревня Пинчуга. К сожалению, все дома старше середины 19 века отсутствуют. Но очень много домов конца 19 – начала 20 в.в.

Я пошел гулять по старой деревне. Много уже домов просто стоят пустые, от некоторых остались одни развалины. Горестно на душе. Но жизнь продолжается. Много домов строится новых. А вот старые обшивают сайдингом.

Как и во многих поселках и деревнях, здесь практически нет асфальта на дорогах. Ближе к обеду мороз спал и все начало таять. На дорогах слякоть. В некоторых домах держат скот. Но так было не всегда. Как мне рассказали, практически в каждом дворе раньше держали живность. Были свои личные хозяйства. Сейчас все по-другому.

Гуляя по деревне, я вышел к старому магазину, который был заколочен. Далее подошел к храму Святого Великомученика Георгия победоносца. Храм недавно построили. На этом месте раньше был Храм, потом его превратили в клуб. Но клуб сгорел. Сейчас новый Храм, деревянный. Правда, колокольня находится рядом, внизу. За Храмом небольшой мемориал.

Для поселка, я считаю, что очень много погибло. Часто встречаются одинаковые фамилии погибших. Сам мемориал и Храм находятся на берегу Ангары. Очень красивые виды открываются. Так, гуляя по старой деревне, я вышел уже непосредственно в сам новый поселок. Прошел рядом с разрушенным леспромхозом. Когда-то это было большое предприятие. Дальше по центральной улице я подошел к школе искусств и средней школе. Школа новая, построена на месте старой деревянной сгоревшей школы. Вместе со школой сгорел и музей при школе. Далее был Дом культуры и администрация поселка. Позвонил Алексею и сказал, что закончил свою экскурсию. Он пригласил меня к нему в кабинет. Там мы немного посидели, поговорили о путешествии. Алексей пригласил меня на обед к себе домой. Дома у него была мама. Она меня расспрашивала о моем путешествии и моей жизни. После обеда, поблагодарив маму Алексея, мы с ним поехали еще в одно место. К человеку, который также мог рассказать немного об истории поселка.

Зовут его Николай Александрович. У него дома небольшой мини-музей. Есть пара старых ружей, рога оленей, маралов. Различные старые фото поселка. А еще разная старая домашняя утварь.

Меня впечатлила старая картина на листе металла. Надпись на ней почти неразборчива. На видном месте висит пионерский галстук тридцатых годов с зажимом. Во дворе лежит колесо от мельницы.

Посмотрев все и послушав рассказы об истории поселка, я поблагодарил его и выдвинулся в клуб. В клубе уже была Лена. Она порешала вопросы о моей переправе через Ангару и Каменку после поселка Манзя, а также о моем пребывании в этом поселке. Так что меня уже там ждут завтра, и это будет другая история.

Манзя:

Всем привет, мира и добра.

Сначала хочу передать огромное спасибо главе администрации поселка Пинчуга Алексею Владимировичу, Лене и Андрею, Сергею, Володе за гостеприимство и помощь в познании истории поселка. Низкий поклон вам.

Сегодня утром Лена меня вывезла из поселка на дорогу до Манзи. Преодолеть нужно было 53 км. Пошел снег, сильный ветер прямо в лицо. Через час снег закончился и выглянуло солнце. Начало таять все, слякоть. Идти тяжеловато. Пройдя 26 км, я еще два раза попадал под снег.

Перед перевалом возле меня остановилась машина и водитель предложил подвезти до поселка. Дорога вела только к нему. Я доехал сразу до ДК и пошел к директору. Зовут ее Светлана Витальевна. Познакомились.

Она сразу предложила общение на "ты", так как мы ровесники. Она знала обо мне и то, что я буду в поселке. Мы сразу обговорили план действий.

Первое, что она предложила – пообедать. Мы обедали прямо в клубе. После мы пошли к старожилу поселка Владимиру Николаевичу. Он самый старший в поселке и является дядей Светланы. Когда мы пришли, то я увидел бодрого пожилого мужчину. И не скажешь, что ему за 80.

Мы пообщались, и после этого я пошел гулять по поселку, а Света ушла на работу.

Пройдя в самый конец поселка, вышел к старой деревне Манзя. Сама деревня основана в 1623 году. В старой деревне практически ничего не осталось от старого. Часть домов разрушена, часть обшита.

Я решил идти назад. Когда шел, то увидел очень интересный двухэтажный недостроенный дом. Как мне сказали: "...его просто не достроили". В самом поселке, к сожалению, также нет старых зданий, все было построено в советские годы.

Так, гуляя по поселку, я подошёл к школе. С одной стороны дороги начальная школа, с другой – для старших классов. Школа деревянная.

В поселке практически все дома и здания из дерева. Рядом со школой находится детский сад, но почему-то половина здания садика закрыта, а окна заколочены.

После я решил прогуляться к берегу Ангары. Восхитительные пейзажи. Потом подошел к спортивной школе. В поселке есть даже такая школа. Рядом с ней находится детская площадка, а напротив и сам ДК. Рядом с ним находятся библиотека, почта.

Перед ДК стоит постамент, на котором раньше был бюст В.И. Ленина. По этой же стороне дороги находятся два памятника, посвященные ВОВ. Что интересно, первый памятник, что стоит ближе к ДК, поставили ветераны войны, а второй, чуть раньше, поставлен местными жителями. Меня удивило то, что на первом памятнике высечено 38 фамилий погибших в годы войны, и 23 из них – Соседов.

Далее я пошел уже в сам ДК. Немного поговорили со Светой, она спрашивала насчет завтрашней моей переправы через две реки: Ангары и Каменки.

Когда все решили, мы пошли в библиотеку. Встретились с библиотекарем Леной. Пообщались. Она показала библиотеку и небольшой музей, где было несколько экспонатов. После осмотра библиотеки вернулись в ДК.

В фойе находятся очень много грамот, дипломов и кубков, завоеванных художественными коллективами. Примерно в это же время приехали ребята, Максим и Надя. Все они работники ДК. Они хотели встретиться со мной. Очень долго говорили с ними о путешествии и о жизни. Закончили мы наш разговор только в 22.00, я постарался ответить на все вопросы. Завтра планирую быть в Каменке. Вопрос по переправе решен полностью.

Каменка:

Всем привет, мира и добра.

Сегодня рано утром я пришел на переправу. Пока ждал катер, подошла Света. Мы постояли и поговорили о жизни.

Когда подошел катер, мне сказали, что им дана команда подвезти меня до самой Каменки. Т.е. мне не надо будет идти дополнительно 21 км. Попрощавшись со Светой, я сел на катер. Жаль было расставаться, прекрасный жизнерадостный человек. Большое ей спасибо за все.

Пока шли, любовался видами с одной и другой стороны. В итоге, через час плавания мы подошли к Каменке. Остановились рядом с утесом, о нем я расскажу позже. Поднялся наверх, к деревне. Нашел старшего по деревне, зовут его Юра. Объяснил кто я и что мне надо. Положив у него вещи, я пошел по деревне.

Это уникальная вымирающая деревня, основанная в 1673 году. Раньше здесь проживало до 1000 чел. Сейчас около 35 чел. Прошелся по улицам. Очень много домов конца 19 – начала 20 в.в., и среди них больше преобладают пустые и полуразрушенные. Есть добротные дома, даже три купеческих, как мне рассказали.

Пройдя две улицы, я пошел к Николаю Ивановичу, одному из троих живых старожилов и коренных жителей деревни. Мы с ним мило поговорили, и он мне много чего рассказал о деревне. И даже показал. К оставшимся двум – я не пошел по этическим соображениям. У них два дня назад умерла дочь. Но я пошел по другим улицам деревни.

Пока шел по улочкам, с высоты посмотрел на то, как речка Каменка впадает в Ангару. Через окно одного из домов сделал фото внутри дома. Так, понемногу, я двигался к утесу, но вначале я сфотографировал два сохранившихся купеческих дома. Да, здесь в Каменке жили несколько купцов. У одного из них, прямо рядом с домом, был магазин.

Дальше я уже пошел к утесу. Рядом с ним стоит заброшенный дом. Дверь была открыта, я не удержался и зашел внутрь. Посмотрел все комнаты. Возле печки стоит стол и на нем старые письма и вырезки из газет. Все они из конца 80-х годов. Поднимаясь на утес, мне открылся прекрасный вид на Ангару и Каменку.

Теперь об утесе. В старые времена здесь проводил обряды шаман. Там до сих пор находится шаманский обрядовый камень. Потом на утесе построили церковь, но она сгорела. В советское время решили построить школу, но сгорела и она.

Сейчас там ничего нет, кроме двух памятников. Это памятники двум людям, которые спрыгнули с утеса. Почему – никто не знает. После похода на утес я прошелся к клубу, где стоит памятник тем, кто не вернулся с войны. На этом я закончил экскурсию по деревне Каменка.

После экскурсии я пришел к Юре. Мы посидели, поговорили с ним. Уже ближе к вечеру сын Юры, Александр, собрался ехать к себе домой в Орджоникидзе и предложил меня туда отвезти. Подумав, я решил воспользоваться предложением.

До Орджоникидзе 40 км, дорога ведет через горы. Там уже выпал снег. Машины практически не ходят и много медведей. Мы собрались, я попрощался с Юрой, поблагодарил его и жену. Сел в машину и мы поехали. Счастливого пути, Андрей!