Сегодня: 24 ноября 2020г.
USD 75.76 EUR 89.9347
Вход | Регистрация

На защите прав населения

12.02.2018
На защите прав населения
Имя Марка Геннадьевича Денисова, уполномоченного по правам человека в Красноярском крае, хорошо известно не только в нашем регионе, но и за его пределами. За десять лет работы в этой должности он не единожды объехал весь край и побывал в сотнях населенных пунктов Красноярья. В конце января он и его коллеги побывали с рабочим визитом в Богучанском районе. Несмотря на сорокоградусные морозы все запланированное было выполнено.Сразу скажем, что приезд правозащитников в район не вызван каким-то вопиющим случаем либо ЧП. Это была плановая поездка.

– Последний раз я был у вас пять лет назад, – вспоминает Марк Геннадьевич. – чего-то страшного за это время на территории не произошло. Я, конечно, виноват перед жителями района, что так редко бываю здесь. Но хочу сказать, что слежу за ситуацией во всех населенных пунктах края, ваша территория не исключение. Мои помощники всегда дают мне полный отчет о положении дел. Поэтому еще до поездки я примерно понимал, с чем буду иметь дело.

– Ожидания оправдались?

– В чем-то да, в чем-то нет. В целом же, к вашему району у меня положительное отношение. Вы знаете, в крае на данный момент есть ряд точек, которые можно назвать горячими. Про Богучанский я не могу такого сказать. Проблемы, безусловно, есть, но они решаются, видна динамика, чувствуется, что работа идет. Если говорить языком чисел, то ситуация следующая: ваш район далеко не лидер по обращениям, согласно статистике количество жалоб уменьшилось. В 2016 году ко мне напрямую поступило 17 обращений, в прошлом году всего 11. Я ожидал, что в этот раз будет обширный прием, все-таки пять лет у вас не был, но нет, пришло не очень много людей. К нам, правозащитникам, за три дня нашего пребывания здесь обратилось всего четырнадцать человек… Это без учета «сидельцев», которых я посетил в Октябрьском, там другая система подсчета. А хотя бывало, что и по сто тридцать человек в сутки принимал, в Дудинке, например. Понимаете, это определенный показатель.

– Какая тема, считаете вы, наиболее популярна у жителей района?

– Есть целый комплекс проблем – муниципальных, хозяйственных, экономических. Ну как и везде – тема ЖКХ одна из самых популярных, и ваш район в этом плане не исключение. Тарифы, состояние сетей, услуги. Особенно она остра на местах и в отношении одиноких людей пожилого возраста. Простой пример: кто поможет бабушке-дедушке при маленьких поломках? Доску прибить, выключатель сделать? Нужно проработать механизмы защиты категории этих граждан. Все это в руках руководства района. Тем более, есть примеры того, как это решается на других территориях, например, Северо-Енисейском районе, полностью унитарном с мощным муниципальным предприятием. Там таких проблем уже нет.
Поэтому я рекомендовал бы заняться этим вопросом руководителям района. Экологические проблемы также присутствуют, не мне вам говорить об этом, возьмите хотя бы мусор – проблема не решена до сих пор. Но я вижу, что и район, и краевая власть ищут пути выхода из ситуации. Думаю, вскоре оптимальное решение будет найдено.

Что касается тематики обращений. Несколько вопросов было по семейным отношениям. Увы, люди разучились договариваться… Страдают от этого, как правило, дети. Остальные вопросы касались юридических консультаций.

– А вы уже повлияли на разрешение какой-либо проблемы в районе?

– Яркий пример в системе МВД. В мой прошлый приезд я обратил внимание на состояние изолятора временного содержания. И несмотря на резкую сменяемость руководства местного отдела, на сегодня вопрос по ИВС практически закрыт. Через несколько недель закончится ремонт, там теперь достойные условия, и я считаю этот вопрос можно вычеркивать из своего списка. И таких маленьких, но серьезных для общества побед немало. Да, кстати, по работе полиции поступила всего одна жалоба.

– Это, конечно, хорошие вести. А ведь не ошибка сказать, что большинство людей смутно представляют себе, чем вы можете помочь. Приведите, пожалуйста, более серьезные примеры, когда ваше вмешательство, как правозащитника, что-то изменило и кому-то помогло.

– В одном из населенных пунктов слегка подвыпивший мужчина возвращался домой. Не буянил, не шумел, просто шел домой. Не дойдя до дома 50 метров, он попался на глаза наряду полиции. Его задержали и доставили в отдел. Уже там произошел конфликт, где полицейские, превысив полномочия, применили грубую физическую силу, в результате чего человек лишился глаза, став инвалидом. Естественно, дело пытались «замять», представить все в ином свете, однако нам удалось подтвердить версию пострадавшего. В результате превысившие полномочия сотрудники правоохранительных органов уволены. Один находится в тюрьме.
Я должен объяснить специфику своей работы. Я не суд и не прокуратура. Я тот, кто пытается в досудебном порядке разрешить какой-либо конфликт. Как правило, участники конфликта – население и власть. При этом раздражителем может выступать и власть, и часть населения, которая считает себя этакими «правдорубами», кричащими о тотальном нарушении прав. На деле же это нередко оказываются некрасивые политические игры… Но в любых вариантах я должен попытаться примирить, найти решение, удовлетворяющее всех. Это идеальная модель моей работы. Иногда, как в озвученном случае, приходится задействовать большие силы. Приходится взаимодействовать с представителями разного уровня власти от губернаторского аппарата до президентского.

– Что вы можете сказать тем богучанцам, кто считает, что нарушены его права. Что им делать?

– Прежде всего обращаться к власти, писать обращения с объяснением ситуации. Как показывает практика, в большинстве случаев этого достаточно. Иногда нам приходят обращения и жалобы, при рассмотрении которых выясняется, что мы первая инстанция, куда обращается человек. А это неправильно. Любимая в народе отговорка: «А что им писать, они все равно ничем не помогут» – в корне неверна. Начать борьбу с несправедливостью нужно там, где она происходит. А уж если не получилось найти понимания у власти, тогда мы готовы подключиться. Спросим с них, почему так произошло.

А представители власти должны понять, в первую очередь, что жалоба – это не какое-нибудь ЧП. Не надо реагировать на нее, как бык на красное. Это нормальное волеизъявление народа, людей. Это плебисцит, такой же, как и выборы, референдумы… Разница лишь в частоте. К обращениям нужно уважительно относиться. И хорошо то общество, которое забрасывает власть жалобами. Значит, она не дорабатывает, значит, есть проблемы, которые требуют разрешения. А это и есть прямая обязанность властей. Жалобы – помощник власти, а не обуза и хороша та власть, которая правильно на них реагирует. Увы, у нас пока не везде так.

Комментарии

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются. Ваше сообщение может быть удалено, если оно будет содержать мат, оскорбление других пользователей сайта, проявления расизма или нацизма, а так же спам.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Система Orphus