И вновь о мусорной реформе
24.05.2020
В апреле исполнилась первая декада реализации мусорной реформы на территории Богучанского сельсовета. По задумке она должна была принести большое благо, рационально и удобно расправившись с вопросом бытовых отходов. Однако сразу все пошло не так. Попробуем подвести некие итоги этого события. Анализировать ситуацию с мусором на других территориях мы не станем, а вот о нас поговорим.
В конце прошлого года район вошел в список территорий Северной технологической зоны, региональным оператором которой стала компания "Автоспецбаза". Именно с ней у нас олицетворяется реформа. Алгоритм был установлен следующий – "Автоспецбаза" занимается сбором и утилизацией мусора на территории населенных пунктов, а жители платят по тарифу, установленному Министерством тарифной политики Красноярского края. Нюанс. В населенных пунктах к этому событию должны были подготовиться и создать условия для нормальной работы оператора – закупить контейнеры, оборудовать специализированные места для хранения и сбора отходов… Как показало время, ни один из сельсоветов района не смог в полном объеме подготовиться к реформе. Условно ответственной в этом плане можно назвать администрацию Богучан, где все-таки в достаточном количестве были закуплены контейнеры и расставлены по селу. Однако на этом все. Места сбора мусора не были обустроены, что, возможно, и к лучшему, потому как расстановка контейнеров вызвала большие споры и противоречивые мнения жителей. Кому-то было очень далеко, кому-то очень близко.
В общем, в первом квартале года страсти немного поутихли, и расстановка контейнеров вроде как больших претензий вызывать не стала. Нашлись компромиссы, и жители пришли к консенсусам.
Иная же картина наблюдается в других поселках. Там вывоз мусора проводится по расписанию. Это та еще забава для жителей! Несмотря на график, который самостоятельно разрабатывается оператором, выполняется он редко. В прямом смысле машину караулят улицами, бегут за ней, пытаясь на деле реализовать по умолчанию проплаченную услугу. По словам жителей, особенно часто подобное можно увидеть в Таежном и Пинчуге. Люди массово создают в Интернете сообщества по интересам "Поймай мусорку", чтобы не "проморгать" момент ее появления. Особо в таких условиях достается старшему поколению – побегайка за мусоровозом в их годы.
В общем, очевидно, что мусорная реформа в районе не задалась. И дело даже не в том, что оператор не справляется с нагрузкой, тут можно выделить несколько причин. Основная – неготовность людей к таким изменениям. За основу, конечно, будем брать райцентр. Долгие годы у нас была мусорная анархия – не было регламента, кто и как должен утилизировать бытовой мусор. Исключение составляли, пожалуй, жители многоквартирных домов, которые и оплачивали работу мусоровозов в недалеком прошлом. Они в большинстве своем восприняли реформу и нормально отреагировали на озвученный тариф. Он вполне реален. Остальные же ни оплату, ни систему не приняли, мотивируя это тем, что в райцентре традиционно все вывозилось на стихийную свалку на известном уже на всю страну "девятом километре", либо в ближайший лесок. Кстати, прогнозы о том, что с реализацией мусорной реформы надобность транспортировать мусор на "девятый" отпадет, не подтвердились. Это и по сей день популярное место для вывоза отходов. Еще один камень в "огород" реформы. В целом же цели, которые ставились в начале реализации мусорной реформы, не только не достигнуты, ситуация с ТБО на территории даже усугубилась. Опять же, мерилом станет райцентр. С приходом весны вся "прелесть" первых дней реформы вылезла наружу. Богучаны стали в разы захламленнее, чем в прошлые годы. Причина проста – необорудованные места для сбора мусора и неопрятный механизм работы оператора.
При загрузке контейнеров все рассыпается на землю и в дальнейшем попросту не убирается. Сегодня возле мест расположения контейнеров образовались настоящие свалки. Еще полгода – и "девятый километр" будет в каждом переулке. Кто должен отладить работу – до конца непонятно. В любом случае, эти мероприятия должны как-то быть инициированы местными властями.
Вторая беда – частота вывоза контейнеров. Она разительно отличается от обещанной каждодневной. Бывали случаи, что и по четыре дня контейнеры не вывозились. Ладно, одно дело зимой, но с наступлением тепла каждый мусоросборник становится объектом эпидемиологической угрозы. Может такое завестись… Даже страшно подумать, что нас ожидает летом… в пик солнечной активности… Получается, что за наши же деньги мы захламили и сделали опасными придомовые территории, где базируются контейнеры…
Во все названные моменты еще очень органично вписываются сельские реалии, например, выпущенные на волю коровы и собаки, которые тоже не прочь покопаться в отходах из контейнеров, предварительно вывалив их на землю. Очевидно, что как-то со скрипом идет реформа, тяжело и грязно, во всех отношениях. В данный момент понятно одно: идея реформы хороша, чего не скажешь об исполнении. Какая-то мусорная, а не антимусорная реформа получается, действительно.
Очень будем надеяться, что к концу года ситуация изменится.
Борис Ангарский
В конце прошлого года район вошел в список территорий Северной технологической зоны, региональным оператором которой стала компания "Автоспецбаза". Именно с ней у нас олицетворяется реформа. Алгоритм был установлен следующий – "Автоспецбаза" занимается сбором и утилизацией мусора на территории населенных пунктов, а жители платят по тарифу, установленному Министерством тарифной политики Красноярского края. Нюанс. В населенных пунктах к этому событию должны были подготовиться и создать условия для нормальной работы оператора – закупить контейнеры, оборудовать специализированные места для хранения и сбора отходов… Как показало время, ни один из сельсоветов района не смог в полном объеме подготовиться к реформе. Условно ответственной в этом плане можно назвать администрацию Богучан, где все-таки в достаточном количестве были закуплены контейнеры и расставлены по селу. Однако на этом все. Места сбора мусора не были обустроены, что, возможно, и к лучшему, потому как расстановка контейнеров вызвала большие споры и противоречивые мнения жителей. Кому-то было очень далеко, кому-то очень близко.
В общем, в первом квартале года страсти немного поутихли, и расстановка контейнеров вроде как больших претензий вызывать не стала. Нашлись компромиссы, и жители пришли к консенсусам.
Иная же картина наблюдается в других поселках. Там вывоз мусора проводится по расписанию. Это та еще забава для жителей! Несмотря на график, который самостоятельно разрабатывается оператором, выполняется он редко. В прямом смысле машину караулят улицами, бегут за ней, пытаясь на деле реализовать по умолчанию проплаченную услугу. По словам жителей, особенно часто подобное можно увидеть в Таежном и Пинчуге. Люди массово создают в Интернете сообщества по интересам "Поймай мусорку", чтобы не "проморгать" момент ее появления. Особо в таких условиях достается старшему поколению – побегайка за мусоровозом в их годы.
В общем, очевидно, что мусорная реформа в районе не задалась. И дело даже не в том, что оператор не справляется с нагрузкой, тут можно выделить несколько причин. Основная – неготовность людей к таким изменениям. За основу, конечно, будем брать райцентр. Долгие годы у нас была мусорная анархия – не было регламента, кто и как должен утилизировать бытовой мусор. Исключение составляли, пожалуй, жители многоквартирных домов, которые и оплачивали работу мусоровозов в недалеком прошлом. Они в большинстве своем восприняли реформу и нормально отреагировали на озвученный тариф. Он вполне реален. Остальные же ни оплату, ни систему не приняли, мотивируя это тем, что в райцентре традиционно все вывозилось на стихийную свалку на известном уже на всю страну "девятом километре", либо в ближайший лесок. Кстати, прогнозы о том, что с реализацией мусорной реформы надобность транспортировать мусор на "девятый" отпадет, не подтвердились. Это и по сей день популярное место для вывоза отходов. Еще один камень в "огород" реформы. В целом же цели, которые ставились в начале реализации мусорной реформы, не только не достигнуты, ситуация с ТБО на территории даже усугубилась. Опять же, мерилом станет райцентр. С приходом весны вся "прелесть" первых дней реформы вылезла наружу. Богучаны стали в разы захламленнее, чем в прошлые годы. Причина проста – необорудованные места для сбора мусора и неопрятный механизм работы оператора.
При загрузке контейнеров все рассыпается на землю и в дальнейшем попросту не убирается. Сегодня возле мест расположения контейнеров образовались настоящие свалки. Еще полгода – и "девятый километр" будет в каждом переулке. Кто должен отладить работу – до конца непонятно. В любом случае, эти мероприятия должны как-то быть инициированы местными властями.
Вторая беда – частота вывоза контейнеров. Она разительно отличается от обещанной каждодневной. Бывали случаи, что и по четыре дня контейнеры не вывозились. Ладно, одно дело зимой, но с наступлением тепла каждый мусоросборник становится объектом эпидемиологической угрозы. Может такое завестись… Даже страшно подумать, что нас ожидает летом… в пик солнечной активности… Получается, что за наши же деньги мы захламили и сделали опасными придомовые территории, где базируются контейнеры…
Во все названные моменты еще очень органично вписываются сельские реалии, например, выпущенные на волю коровы и собаки, которые тоже не прочь покопаться в отходах из контейнеров, предварительно вывалив их на землю. Очевидно, что как-то со скрипом идет реформа, тяжело и грязно, во всех отношениях. В данный момент понятно одно: идея реформы хороша, чего не скажешь об исполнении. Какая-то мусорная, а не антимусорная реформа получается, действительно.
Очень будем надеяться, что к концу года ситуация изменится.
Борис Ангарский
Комментарии