Сегодня: 03 декабря 2020г.
USD 76.3203 EUR 91.3096
Вход | Регистрация

Былые высоты

07.12.2019
Былые высоты
7 декабря – Всемирный День гражданской авиации. В России гражданская авиация стала зарождаться в первые годы советской власти. В 1923 году была открыта первая авиалиния Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Планирование и развитие авиалиний требовало введения технического контроля за ними.

В центральной России,  конечно, авиация стала развиваться стремительными темпами. В нашем крае, хоть и не так быстро, но достаточно планомерно. Первый самолет появился в небе над Богучанами в 1936 году. Следуя  к месту падения тунгусского метеорита, исследовательская группа решила приземлиться, точнее, приводниться у Богучан. Сели напротив современного пляжа.  Как вы поняли, первой взлетно-посадочной полосой в Богучанах стала матушка-Ангара. Авиатехника в те годы могла садиться практически в любых условиях – и на воду,  и на снег. Первая марка самолета была ПО-2(У-2). Самолет-исследователь, самолет-легенда. С него, можно сказать, 77 лет назад началась история гражданской авиации в нашем районе. Вслед за этим событием появляется гидропорт  – прямо на берегу Ангары. А полноценный аэропорт появился на основании приказа по Енисейской авиагруппе от 14.11.1940 г. Этот день и считается днем рождения Богучанского авиаузла.

Началась война. Все имеющиеся кадры были призваны на фронт, но аэропорт работал. В этот период сменилось много руководителей. Практически сразу после окончания войны начальником был назначен Ян Александрович Кожухов.  В течение 10 лет он находился на этой должности. В эти годы предприятие росло и развивалось. В дальнейшем оно вошло в авиаэскадрилью в составе Кежемского авиаотряда. В 1973 году проходит реформа авиапредприятия, после чего летная эскадрилья преобразуется в объединенную летную эскадрилью, которую возглавил Владимир Антонович Чащин. Именно при нем происходят коренные изменения в жизни предприятия: строительство нового здания аэропорта, бетонной взлетно-посадочной полосы (1976 г.), гостиницы, котельной, столовой, жилья для работников, гаражей для спецтехники  и многое другое.

Развитие шло стремительными темпами. Районные авиалинии имели точки практически во всех населенных пунктах. Всего же к началу 80-х годов функционировала  21 авиаплощадка.  Можно было улететь практически в каждый поселок. Даже в Кежек и Каменку летали. Самыми популярными были направления на Манзю, Невонку, Хребтовый. Основным заказчиком перевозок тогда была БГЭ.

Эти годы по праву можно считать самыми успешными за всю историю авиапредприятия. На нем в тот момент трудилось около 400 человек, в  воздушном пространстве одновременно могло находиться более 25 самолетов.  Заказов было так много, что пилоты порой не успевали перекусить между рейсами.

С 1987 по 1999 год авиапредприятие возглавлял Виктор Константинович Корешков. В начале девяностых начались работы по строительству нового аэропорта. Был расчищен лес, завезены бетонные плиты. Но развал Советского Союза не дал осуществить запланированное. До сих пор в кабинете директора аэропорта лежит вся документация по этому проекту, на память потомкам. Кстати, дорога из бетонных плит от р. Карабула по направлению к современному алюминиевому заводу выложена как раз теми плитами, что предназначались для полосы нового аэропорта. Приспособили. В непростые 90-е годы предприятие пережило несколько реорганизаций и, как и большинство государственных предприятий  по всей стране, банкротство.  Это были потерянные годы.

В начале нулевых предприятие оживилось в связи с заходом в район «ЮКОСа».Однако ненадолго. С 2006 года  аэропорт входит в состав предприятия «Черемшанка», меняется название: Федеральное государственное унитарное предприятие авиапредприятие «Черемшанка» филиал аэропорт Богучаны.

С этого момента появляется определенная стабильность. Сегодня основной функцией аэропорта является обслуживание базирующихся в райцентре  авиакомпаний  «АэроГео»   и   «КрасАвиа». Это нормально, когда аэропорты отделены от компаний – здоровая конкуренция. В конце 2012 года было возобновлено регулярное авиасообщение с Красноярском. Полеты осуществляет L-410. Теперь добраться до Красноярска можно за полтора часа. Правда, пока желающих  немного.

Работники гражданской авиации всегда были на виду. Одна форма тогда говорила об особенной, элитной, можно сказать, работе.  Авиаторов было видно издалека: безупречно белые рубашки, фуражки с блестящими кокардами, идеально выглаженные брюки – вот образ настоящих работников авиации. Смежные службы выглядели также строго. Сегодня нет единого образца. Каждое предприятие разрабатывает дизайн формы самостоятельно – кто во что горазд.

За историю гражданской авиации Богучанского района  было немало нештатных случаев. Однажды, в 90-е, с маршрута «Красноярск-Богучаны» хотели угнать ЯК-40. Молодой человек, угрожая электронной игрушкой «тетрис», требовал изменить маршрут и лететь в Голландию. В противном случае он обещал нажать на большую кнопку на игре (якобы, детонатор). Это сейчас звучит забавно, а тогда о таких играх и не слышали, кто знал, что это игрушка? Он был обезврежен силами экипажа. Бывало, и рожали в воздухе. Пару лет назад сообщили о заложенной в аэропорту бомбе. Всех подняли по тревоге. Взрывчатку искали четыре часа, естественно, не нашли. Шутником оказался подросток, хотел что-то кому-то доказать таким способом. Его быстро вычислили.

Такими были основные этапы Богучанской авиации. Сегодня, конечно, активность в воздухе ниже, чем в золотые для авиации Богучан восьмидесятые годы прошлого века. Однако следует отметить, что дела идут стабильно.

Борис Ангарский

Комментарии

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются. Ваше сообщение может быть удалено, если оно будет содержать мат, оскорбление других пользователей сайта, проявления расизма или нацизма, а так же спам.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Система Orphus