Сегодня: 26 апреля 2024г.
USD 92.1314 EUR 98.7079
Вход | Регистрация

«Отключение КрАЗа не решит вопрос экологии в Красноярске»

04.05.2017
«Отключение КрАЗа не решит вопрос экологии в Красноярске»
Тема экологии — одна из самых обсуждаемых в Красноярске. Точно ответить на вечные «Кто виноват?» и «Что делать?» сегодня не могут ни эксперты, ни ученые. Отсутствие объективных данных, как правило, подменяется эмоциями и далеко не всегда верными выводами — в первых рядах «виноватых» называют крупные производства. Пообщавшись с генеральным директором компании РУСАЛ Владислав Соловьевым, Newslab.ru подготовил ответы на самые острые вопросы.
Увеличивает ли КрАЗ объемы выпуска продукции? Если да, то отражается ли это на количестве выбросов?

Объем производства на КрАЗе не наращивается с 2007 года — уже десять лет он остается на уровне 1 млн тонн в год. При этом с 2004 года суммарные выбросы завода снизились на 40%. Однако экологическая ситуация в городе не пошла на поправку, а наоборот — стала хуже. Вывод очевиден: на причины ситуации нужно смотреть шире.

Есть мнение, что РУСАЛ, как и любой бизнес, пытается сэкономить, и время от времени отключает установки для газоочистки, что и приводит к увеличению выбросов.

Отключить установки газоочистки наверное можно на каких-то производствах, но только не на алюминиевом. Установки, среди прочего, отвечают за отсос появившегося в процессе производства газа. Если он прекратится, в цехе будет невозможно работать — люди начнут задыхаться, получат ожоги слизистых. Отключение установок газоочистки это и финансовые потери для бизнеса. Если установки газоочистки не будут работать, прекратится еще один производственный процесс — возврат фтористого алюминия (криолита).

КрАЗ сокращает выбросы, а можно ли выстроить производственный процесс так, чтобы выбросов не было в принципе?

Безуглеродного производства алюминия сегодня не существует — это объективный факт. Но современные технологии позволяют существенно сокращать выбросы. С 2009 года на КрАЗе начался переход на новую технологию, получившую название «Экологический Содерберг». Усовершенствованная конструкция электролизера обеспечивает его высокую герметичность, что снижает объем выбросов и увеличивает эффективность производства. На сегодня на современную технологию уже переведено 52% электролизеров Красноярского алюминиевого завода. Переход на новую технологию будет продолжаться. Вложения РУСАЛа в проект составили $90 млн.

Если существующие технологии не позволяют алюминиевому производству работать без углеродных выбросов, можно ли перенести завод подальше от Красноярска и так сократить его влияние на экологию?

Перенос завода невозможен технически. Единственный вариант — полностью закрыть производство в Красноярске и отстроить его на новой площадке. Среди возможных вариантов — Богучаны, Тайшет, Хакасия. Однако цена вопроса — это не только инвестиции в новое производство, но и налоги, и рабочие места, которых лишится Красноярск и край. Сегодня на КрАЗе работает 4200 человек, в подрядных организациях ещё свыше 5000 человек, на работу на завод стоят в очереди ещё 1600 человек.

Чего ждать в будущем — готов ли КрАЗ и дальше снижать объемы выбросов?

Да. На красноярском производстве продолжается внедрение технологии «Экологический Содерберг», что позволяет снижать выбросы от года к году. К примеру, в 2016-м они сократились почти на 5% в сравнении с 2015-м. Параллельно с этим в РУСАЛе ведут работу над технологией инертного анода, которую уже назвали революционной с точки зрения экологического эффекта. Внедрение этой разработки позволит свести нагрузку на атмосферу к нулю. Инертная анодная масса не содержит углеродов, поэтому в процессе производства алюминия выделяется не углекислый газ, а кислород. Преимущества технологии не только экологические, но и экономические. Себестоимость производства снижается более чем на 10%, а капитальные затраты при строительстве новых заводов — более чем на треть. Ожидается, что первый цех с использованием технологии инертного анода заработает на КрАЗе уже в 2021 году.

Почему экологически безопасную технологию производства алюминия нельзя внедрить на КрАЗе прямо сейчас?

Как и всё новое, технология инертного анода требует тщательной проработки, только после этого ее можно внедрить в промышленное производство. Разработка технологии и ее испытания ведутся на Красноярском алюминиевом заводе. В тестовом режиме уже работает один электролизер. Следующий этап — перевод на технологию одного из корпусов завода, далее — всего производства. Из всех производств РУСАЛа первой такая модернизация будет произведена именно на КрАЗе.

Как создание «Красноярской технологической долины» отразится на выбросах — не станет ли их больше?

Нет. РУСАЛ не намерен увеличивать объемы производства алюминия на КрАЗе, а развитие программы «Экологический Содерберг» и в перспективе — внедрение технологии инертного анода позволят сокращать выбросы и дальше.

«Красноярская технологическая долина» — это параллельный проект РУСАЛа, краевых властей и алюминиевой ассоциации. Его основная цель — глубокая переработка алюминия: производство колесных дисков, фасадных конструкций, мостов. Технологический процесс такого рода производств не приводит к каким-либо выбросам в атмосферу.

Наталья Мороз специально для интернет-газеты Newslab.ru

Источник: http://newslab.ru

Комментарии

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются. Ваше сообщение может быть удалено, если оно будет содержать мат, оскорбление других пользователей сайта, проявления расизма или нацизма, а так же спам.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Система Orphus