Александр Сухачев: «Наука — это тоже творчество»
18.12.2021
В лаборатории физики магнитных явлений Института физики им. Л.В. Киренского Сибирского отделения Российской академии наук уже 17 лет трудится Александр Сухачев. По его словам, деятельность научного сотрудника бывает разной: и приборы приходится собирать, и статьи писать. Но в обоих случаях, утверждает кандидат физико-математических наук, «работать» необходимо головой. И такую формулу ученый вывел для себя еще во время обучения в Школе космонавтики.
Александр Сухачев окончил ШК более 20 лет назад. Но до сих пор вспоминает любимую школу с благодарностью за полученные жизненный опыт и бесценные знания. Родом он из Богучан. В 1997 году, по итогам выездной ШК, которая на тот момент проходила в Зеленогорске, одаренный девятиклассник получил приглашение принять участие в отборочных испытаниях, а после их успешного прохождения поступил в 10-й класс Школы космонавтики.
«В те годы школа как раз переезжала в Железногорск, - вспоминает Александр. — Это было интересное, хотя и непростое время. Я учился в физико-математическом классе. Пару месяцев школьники жили прямо в классах на третьем этаже учебного корпуса. Позже нас переселили в общежития Горно-химического комбината, которые находились возле парка. И каждый день мы ездили из города в школу, даже по выходным, ведь кормили нас в школьной столовой.
На летних каникулах мы работали в стройотрядах - помогали ремонтировать общежитие. Только к началу второго года моего обучения одну из его секций привели в жилое состояние. Конечно, это было намного удобнее, нежели каждый день мотаться туда-сюда. Правда, некоторые ШКовцы решили, что теперь им можно ходить как в столовую, так и на уроки в шортах и тапочках. Последнее, естественно, очень быстро запретили. И правильно сделали!
В целом жизнь в общежитии была довольно веселой: с поверками, «самолетами», дискотеками, посиделками под гитару у костра.
Что же касается занятий, то построение учебного процесса в ШК разительно отличалось от обычной школы. Создавались такие условия, благодаря которым ученик полностью погружался в предмет, который ему больше всего был интересен. Причем, школьники даже сами могли корректировать расписание! У меня было больше десяти уроков физики в неделю в разных ипостасях: лекции, семинары, лабораторные, НИЛ (научно-исследовательская лаборатория «Экспериментальная физика» под руководством Виктора Эдуардовича Филиппова). И очень много математики! К тому же качество материала и его подача были и, я уверен, что остаются до сих пор, на уровне вуза. Что, несомненно, дает прекрасную возможность многим выпускникам ШК быстрее адаптироваться в университетах».
Помогло это и Александру Сухачеву, когда после окончания Школы космонавтики он выбрал для своего дальнейшего обучения физфак Красноярского государственного университета (сейчас СФУ). После вуза будущий ученый поступил в аспирантуру Института физики, которую окончил через три года с успешной защитой диссертации по специальности «Физика магнитных явлений». А с 2004 года Александр Сухачев является сотрудником Института физики им. Л.В. Киренского Сибирского отделения Российской академии наук.
«Я исследую оптические и магнитооптические свойства переходных и редкоземельных элементов в различных новых соединениях и материалах (стеклах, кристаллах, пленках), - уточняет наш собеседник. - Занимаюсь экспериментальными исследованиями оптических, магнитооптических и магнитных свойств новых материалов. Образцы исследований - различные кристаллы, пленки, наночастицы содержащие 3d или 4f элементы. С одной стороны – это некая паспортизация новых материалов, с другой стороны - фундаментальные знания. Потому что свойства новых материалов по-хорошему надо не только измерить, но и объяснить.
На мой взгляд, работу в науке можно отнести к творческой. Потому что, в большинстве случаев, ты занимаешься тем, что тебе интересно. Из приятных бонусов, могу отметить регулярные поездки на конференции, которые часто проходят в очень живописных местах. К примеру, я побывал в Крыму, во Владивостоке, на Байкале...
Вообще на конференции можно ездить без особых ограничений, главное найти средства. А для этого существуют специальные гранты. Случаются в нашей работе и поездки для проведения измерений. Так, мы с коллегами провели неделю во Франции, куда ездили на синхротрон ESRF для проведения экспериментов. Вообще, современная наука давно достигла того уровня, когда хорошему ученому необязательно быть привязанным к определенному городу или одной организации.
Достаточно много людей, успешно занимающихся наукой, регулярно перемещаются не только внутри России, но и ездят в другие страны, где находятся исследовательские центры. В моем окружении есть коллеги, которые работали таким образом в течение полугода и даже более.
Нынешним курсантам ШК хочу пожелать, постоянно развивать свой кругозор и не терять интерес к познанию чего-то нового. И еще, ребята, обязательно изучайте языки! Ведь, как бы велики не были современные достижения российской науки, все они напечатаны в научных журналах в основном на английском».
/Для справки: лаборатория физики магнитных явлений (ФМЯ) Института физики Сибирского отделения РАН была создана в 1957 году на базе проблемной магнитной лаборатории, организованной в Красноярском государственном педагогическом институте доктором физико-математических наук Леонидом Васильевичем Киренским. Кстати, именно этот советский физик является создателем красноярской физической школы и научной школы по физике магнитных полей.
Александр Сухачев окончил ШК более 20 лет назад. Но до сих пор вспоминает любимую школу с благодарностью за полученные жизненный опыт и бесценные знания. Родом он из Богучан. В 1997 году, по итогам выездной ШК, которая на тот момент проходила в Зеленогорске, одаренный девятиклассник получил приглашение принять участие в отборочных испытаниях, а после их успешного прохождения поступил в 10-й класс Школы космонавтики.
«В те годы школа как раз переезжала в Железногорск, - вспоминает Александр. — Это было интересное, хотя и непростое время. Я учился в физико-математическом классе. Пару месяцев школьники жили прямо в классах на третьем этаже учебного корпуса. Позже нас переселили в общежития Горно-химического комбината, которые находились возле парка. И каждый день мы ездили из города в школу, даже по выходным, ведь кормили нас в школьной столовой.
На летних каникулах мы работали в стройотрядах - помогали ремонтировать общежитие. Только к началу второго года моего обучения одну из его секций привели в жилое состояние. Конечно, это было намного удобнее, нежели каждый день мотаться туда-сюда. Правда, некоторые ШКовцы решили, что теперь им можно ходить как в столовую, так и на уроки в шортах и тапочках. Последнее, естественно, очень быстро запретили. И правильно сделали!
В целом жизнь в общежитии была довольно веселой: с поверками, «самолетами», дискотеками, посиделками под гитару у костра.
Что же касается занятий, то построение учебного процесса в ШК разительно отличалось от обычной школы. Создавались такие условия, благодаря которым ученик полностью погружался в предмет, который ему больше всего был интересен. Причем, школьники даже сами могли корректировать расписание! У меня было больше десяти уроков физики в неделю в разных ипостасях: лекции, семинары, лабораторные, НИЛ (научно-исследовательская лаборатория «Экспериментальная физика» под руководством Виктора Эдуардовича Филиппова). И очень много математики! К тому же качество материала и его подача были и, я уверен, что остаются до сих пор, на уровне вуза. Что, несомненно, дает прекрасную возможность многим выпускникам ШК быстрее адаптироваться в университетах».
Помогло это и Александру Сухачеву, когда после окончания Школы космонавтики он выбрал для своего дальнейшего обучения физфак Красноярского государственного университета (сейчас СФУ). После вуза будущий ученый поступил в аспирантуру Института физики, которую окончил через три года с успешной защитой диссертации по специальности «Физика магнитных явлений». А с 2004 года Александр Сухачев является сотрудником Института физики им. Л.В. Киренского Сибирского отделения Российской академии наук.
«Я исследую оптические и магнитооптические свойства переходных и редкоземельных элементов в различных новых соединениях и материалах (стеклах, кристаллах, пленках), - уточняет наш собеседник. - Занимаюсь экспериментальными исследованиями оптических, магнитооптических и магнитных свойств новых материалов. Образцы исследований - различные кристаллы, пленки, наночастицы содержащие 3d или 4f элементы. С одной стороны – это некая паспортизация новых материалов, с другой стороны - фундаментальные знания. Потому что свойства новых материалов по-хорошему надо не только измерить, но и объяснить.
На мой взгляд, работу в науке можно отнести к творческой. Потому что, в большинстве случаев, ты занимаешься тем, что тебе интересно. Из приятных бонусов, могу отметить регулярные поездки на конференции, которые часто проходят в очень живописных местах. К примеру, я побывал в Крыму, во Владивостоке, на Байкале...
Вообще на конференции можно ездить без особых ограничений, главное найти средства. А для этого существуют специальные гранты. Случаются в нашей работе и поездки для проведения измерений. Так, мы с коллегами провели неделю во Франции, куда ездили на синхротрон ESRF для проведения экспериментов. Вообще, современная наука давно достигла того уровня, когда хорошему ученому необязательно быть привязанным к определенному городу или одной организации.
Достаточно много людей, успешно занимающихся наукой, регулярно перемещаются не только внутри России, но и ездят в другие страны, где находятся исследовательские центры. В моем окружении есть коллеги, которые работали таким образом в течение полугода и даже более.
Нынешним курсантам ШК хочу пожелать, постоянно развивать свой кругозор и не терять интерес к познанию чего-то нового. И еще, ребята, обязательно изучайте языки! Ведь, как бы велики не были современные достижения российской науки, все они напечатаны в научных журналах в основном на английском».
/Для справки: лаборатория физики магнитных явлений (ФМЯ) Института физики Сибирского отделения РАН была создана в 1957 году на базе проблемной магнитной лаборатории, организованной в Красноярском государственном педагогическом институте доктором физико-математических наук Леонидом Васильевичем Киренским. Кстати, именно этот советский физик является создателем красноярской физической школы и научной школы по физике магнитных полей.
Комментарии