Сегодня: 23 апреля 2024г.
USD 93.2519 EUR 99.3648
Вход | Регистрация

На высоте

18.08.2019
На высоте
Сегодня, в День воздушного флота России, было бы неплохо вспомнить о том, что Богучанский район еще недавно был воздушной Меккой для всего Приангарья. Вспомним вехи этого славного прогресса и ,увы, регресса отрасли.
В России гражданская авиация стала зарождаться в первые годы советской власти .В 1923 году была открыта первая авиалиния Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Планирование и развитие авиалиний требовало введения технического контроля за ними. 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации.
В центральной России, конечно, авиация стала развиваться стремительными темпами. В нашем крае, хоть и не так быстро, но достаточно планомерно. Первый самолет появился в небе над Богучанами в 1936 году. Следуя к месту падения тунгусского метеорита, исследовательская группа решила приземлиться, точнее, приводниться у Богучан. Сели напротив современного пляжа. Как вы поняли, первой взлетно-посадочной полосой в Богучанах стала матушка-Ангара. Авиатехника в те годы могла садиться практически в любых условиях – и на воду, и на снег. Первая марка самолета была ПО-2(У-2). Самолет-исследователь, самолет-легенда. С него, можно сказать, 77 лет назад началась история гражданской авиации в нашем районе . Вслед за этим событием появляется гидропорт – прямо на берегу Ангары. А полноценный аэропорт появился на основании приказа по Енисейской авиагруппе от 14.11.1940 г. Этот день и считается днем рождения Богучанского авиаузла.
Началась война. Все имеющиеся кадры были призваны на фронт, но аэропорт работал. В этот период сменилось много руководителей. Практически сразу после окончания войны начальником был назначен Ян Александрович Кожухов. В течение 10 лет он находился на этой должности. В эти годы предприятие росло и развивалось. В дальнейшем оно вошло в авиаэскадрилью в составе Кежемского авиаотряда. В 1973 году проходит реформа авиапредприятия, после чего летная эскадрилья преобразуется в объединенную летную эскадрилью, которую возглавил Владимир Антонович Чащин. Именно при нем происходят коренные изменения в жизни предприятия: строительство нового здания аэропорта, бетонной взлетно-посадочной полосы (1976 г.), гостиницы, котельной, столовой, жилья для работников, гаражей для спецтехники и многое другое.
Развитие шло стремительными темпами. Районные авиалинии имели точки практически во всех населенных пунктах. Всего же к началу 80-х годов функционировала 21 авиаплощадка. Можно было улететь практически в каждый поселок. Даже в Кежек и Каменку летали. Самыми популярными рейсами были направления на Манзю, Невонку, Хребтовый. Основным заказчиком перевозок тогда была БГЭ.
Эти годы по праву можно считать самыми успешными за всю историю авиапредприятия. На нем в тот момент трудилось около 400 человек, в воздушном пространстве одновременно могло находиться более 25 самолетов. Заказов было так много, что пилоты порой не успевали перекусить между рейсами.
С 1987 по 1999 год авиапредприятие возглавлял Виктор Константинович Корешков. В начале девяностых начали работы по строительству нового аэропорта. Был расчищен лес, завезены бетонные плиты. Но развал Советского Союза не дал осуществить запланированное. До сих пор в кабинете директора аэропорта лежит вся документация по этому проекту, на память потомкам. Кстати, дорога из бетонных плит от р. Карабула по направлению к современному алюминиевому заводу выложена как раз из тех плит, что предназначались для полосы нового аэропорта. Приспособили. В непростые 90-е годы предприятие пережило несколько реорганизаций и, как и большинство государственных предприятий по всей стране, банкротство. Это были потерянные годы.
В начале нулевых предприятие оживилось в связи с заходом в район «ЮКОСа».Однако ненадолго. В последние годы основной функцией аэропорта является обслуживание базирующихся в райцентре авиакомпаний «АэроГео» и «КрасАвиа». Это нормально, когда аэропорты отделены от компаний – здоровая конкуренция. В конце 2012 года было возобновлено регулярное авиасообщение с Красноярском. Полеты осуществляет L-410. Теперь добраться до Красноярска можно за полтора часа. Правда, пока желающих немного. Развивается частный авиатранспорт, появились маленькие вертолеты. В этом году в связи с пожарами летная жизнь в порту была особенно активной. Воздушные суда спецслужб работали в районе почти все лето.
История гражданской авиации Богучанского района имела немало нештатных случаев. Однажды, в 90-е годы, с маршрута «Красноярск-Богучаны» хотели угнать ЯК-40. Молодой человек, угрожая электронной игрушкой «тетрис», требовал изменить маршрут и улететь в Голландию. В противном случае он обещал нажать на большую кнопку на игре (якобы, детонатор). Это сейчас звучит забавно, а тогда о таких играх и не слышали, кто знал, что это игрушка? Он был обезврежен силами экипажа. Бывало, и рожали в воздухе. Несколько лет назад сообщили о заложенной в аэропорту бомбе. Всех подняли по тревоге. Взрывчатку искали четыре часа, естественно, не нашли. Шутником оказался подросток одного из поселков района, хотел что-то кому-то доказать таким способом. Его быстро вычислили.
Такими были основные этапы Богучанской авиации. Сегодня, конечно, активность в воздухе ниже, чем в золотые для авиации Богучан восьмидесятые годы прошлого века. Однако следует отметить, что дела идут стабильно. Малая гражданская авиация возрождается, это видно невооруженным глазом.

Борис Ангарский

Комментарии

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются. Ваше сообщение может быть удалено, если оно будет содержать мат, оскорбление других пользователей сайта, проявления расизма или нацизма, а так же спам.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Система Orphus